Охота в Республике Коми и её особенности

 

Коми народ проживает на севере России. Охота в Республике Коми, как и рыбалка, является популярным занаятием местного населения. Это богатый регион, здесь много лесов, пушных зверей, рыбы и других даров леса.

В древние времена у представителей этого этноса (их по-другому еще называют коми-зыряне) была присваивающая экономика, в которой добывающим промыслам отводилась первостепенная роль. Основными традиционными занятиями у коми-зырян были охота и рыболовство.

Это в первую очередь было связано с природным и богатствами северного региона и тесным единением северянина с природой. Исследователь и историк истории Коми края К. Попов выразил мнение, что невозможно рассказывать об истории коми народа без истории их охоты.

Добывающие промыслы играли большую роль в истории коми-зырян на протяжении почти всей этнической истории, за исключением современности. В наши дни охота и рыбалка для жителей Республики Коми — это в первую очередь хобби, развлечение, а не промысел. А раньше было по-другому. Многие не имели работы, поэтому кормились дарами природы, к каковым можно отнести лесную дичь и пушных зверей.

Содержание статьи

Охота в современной Республике Коми

В современной Республике Коми много возможностей для успешной охоты. Многие жители Коми являются охотниками. Они честные охотники, охотятся по лицензии и путевке в строго отведенные сроки. За браконьерами ведется строгий надзор.

Сроки охоты меняются регулярно и поэтому надо заглядывать на сайт республиканского правительства для уточнения сроков охоты. Например, в 2020 года сроки были скорректированы из-за пандемии коронавируса. Леса Коми — это в первую очередь тайга, богатая боровой дичью, водоплавающими птицами и пушными зверями.

Большую часть региона занимает лес. Но в то же время Коми край — большой по площади, но малонаселенный регион, поэтому сюда приезжают поохотиться и гости из соседних регионов. Можно побродить по лесу с ружьем, поставить капканы, пожить в лесной избушке, которые разбросаны в тайге.

В чужой избе пожить можно, но по коми охотничьей этике там нужно вести себя уважительно, не оставлять за собой мусор, и обязательно оставить немного не портящейся еды для других случайно забредших сюда охотников, рыбаков или грибников.

Охота-в-Республике-Коми-и-её-особенности-1

Охотничья изба в лесу

Местные леса богаты рябчиком, тетеревом, глухарем, зайцами, лисицами, куницей, лаской. Здесь живет хозяин тайги — бурый медведь, а по чащам ходит в поисках травы и сочных веток рогатый красавец-лось. Волков и лисиц здесь так много, что они стали выходить к населенным пунктам.

Особенно сильно расплодились волки. Они стали представлять опасность для людей. Были случаи нападения серого хищника на детей. Поэтому цель охотников — не просто получить заряд положительных эмоций от азартной охоты на волка, но и снизить популяцию этого лесного зверя.

Охотники группируются и устраивают облавы на волков. В некоторых селах это животное по-прежнему ловят флажкованием. Волк боится перейти через длинную веревку с красными флажками и вскоре оказывается в западне, и охотнику остается лишь сделать точный выстрел. На волков ставят капканы, их ловят с помощью собаки лайки. Но популяция по-прежнему больше нормы.

Традиции современных охотников

Лось — это крупный лесной зверь. Его ласково называют сохатым. Охота на лося разрешена не круглогодично, потому что часть времени лосиха тратит на воспитание детенышей и охотиться в это время не только противозаконно, но и негуманно. Лось издавна пользовался уважением у коми охотников.

Археологи нашли под землей древний промысловый календарь, в котором этому животному отведена большая роль. Сохатый помещен в герб Республики Коми. На территории Печоро-Илычского заповедника есть уникальная лосиная ферма, самая крупная в Европе. Лося ценят за вкусное мясо. На него охотиться тяжело.

Крупный зверь может даже травмировать промысловика, если окажется раненым. Поэтому подранка следует обязательно добивать. Охотники из Коми охотятся на лося по следам, так называемое тропление, и устраивают загонный лов.

Для выслеживания сооружают засидку из ели. Именно ель является главным деревом коми тайги и лось не будет чувствовать опасность от такого укрытия. Кроме вышеупомянутого Печоро-Илычского заповедника в Коми есть еще одно уникальное заповедное место.

Это национальный парк «Югыд ва», который с коми языка переводится как «светлая вода». В этих местах запрещена любая хозяйственная и промысловая деятельность, в том числе нельзя охотиться и рыбачить. Девственные леса национального парка являются самыми крупными лесными массивами континента и находятся под охраной ЮНЕСКО.

Несмотря на изобилие зверья и птиц, браконьером становиться и в коем случае нельзя. Хозяином северных лесов является бурый медведь. Этот косолапый всеядный зверь стал распространенным животным в Коми. Он даже иногда представляет опасность для грибников, ягодников и рыбаков.

Охота-в-Республике-Коми-и-её-особенности-2

Бурый медведь хозяин лесов Республики Коми

Он перестал бояться человека и близко подходит к человеческому жилью. Поэтому коми промысловики добывают зверя с лайками, охотятся на них с засидки. В коми деревнях держат много скота, после которого остаются разделанные туши, кишка, кровь, это служит привадой для хозяина тайги. Угощение ставят в двадцати метрах от укрытия.

Укрытием может быть и лабаз на дереве. Для это нужны ветки деревьев, лапник, доски, пленка и гвозди. Охота проходит в полной тишине. Медведь сперва всегда убеждается, что поблизости нет опасности. Охота должна проходить так, чтобы ветер дул на человека, а не от него. Коми край считается родиной лыж.

Здесь археологи нашли останки самых древних в мире лыж, которые отлично сохранились в вечной мерзлоте. Поэтому современные охотники по-прежнему предпочитают ходить в лес на охоту на широких деревянных лыжах. Их называют лямпами, а снизу их покрывают шкурой дикого зверя для лучшего скольжения по снегу.

Кому позволяют средства, приобрели снегоходы. В регионе пока не сильно развит массовый туризм, и поэтому охотятся самостоятельно, без посещения платных баз и услуг егерей и сопровождающих. Летом можно посетить коми деревни, где по старинным обычаям проводятся праздники охотничьей удали.

Туристы посещают коми села Усть-Илыч и Покчу, чтобы посмотреть, как раньше охотились предки коми-зырян. Охотники для публики стреляют из лука и стрел, разводят типичный охотничий костер, показывают умение передвигаться на лямпах, соревнуются в строительстве деревянной лодки.

Под занавес праздника они на этой лодке переплывают речку Илыч, а гости праздника на фестивале национальных блюд угощаются дарами леса: мясом лося, жареной рыбой, пирогами из мяса дичи или местных ягод. Можно одеться в традиционный охотничий костюм и бесплатно сделать селфи. На большом костре всегда варится суп из лесной дичи и уха из илычской рыбы.

 

Сезоны охоты у предков коми-зырян

Многие современные охотники по-прежнему охотятся по старинке, как их далекие предки. Они передают секреты удачной капканной охоты от отца к сыну, не делясь с ними с чужими людьми. По-прежнему изучают народные приметы и природный календарь, не веря прогнозам Гидрометцентра, который часто дает неверные сведения.

Но как же охотились в Коми землях раньше? И что из этого сохранилось до наших дней, а что было утеряно? Коми охотники делили сезон охоты на два периода: осенний и весенне-зимний. Некоторые бывалые охотники всё лето проводили в своих охотничьих угодьях.

Там они не только добывали дичь, но и собирали дары леса: грибы и ягоды, кедровые орехи, ловили рыбу в лесных речках. После праздника Успенья во второй половине августа у коми охотников начинался осенний охотничий сезон. Так повелось, что начало сезона охоты всегда было связано с каким-либо православным праздником.

Коми-зыряне были людьми верующими, и это наложило большой отпечаток на жизнь, быт и нравы этноса. Некоторые охотники начинали промысловый сезон не на день Успенья, а немного позже, в сентябре, когда отмечали христианский праздник Пречистой (по старому стилю это 8 сентября).

В охотничьем угодье могли заниматься промыслом все члены его многочисленной семьи. Главное место в угодье отдавалось лесной избушке и хозяйственным постройкам. В разные стороны от этого центра угодья шли тропы. Вдоль троп на деревьях были отметины, означавшие установление разных самоловов. На промысел боровой дичи коми охотники ходили в одиночку.

Охотничьи капканы можно было установить в одиночку, для этого напарники не требовались. Когда выпадало достаточное количество снега, наступал праздник Николы-зимнего (по старому календарю это 6 декабря). В этот день обычно завершался сезон осенней охоты. После этого наступал сезон, когда по глубокому снегу было трудно ходить, и поэтому не охотились вплоть Крещения.

Охота-в-Республике-Коми-и-её-особенности-3

Зима в Республике Коми отличное время для охоты

Зимне-весенняя охота

После Крещения наступал сезон зимне-весенней охоты. Он продолжался до конца марта. Охотились уже не в одиночку, а артелями, добывали песца, белую куропатку, пушных зверей, иногда — копытных зверей и боровую дичь. В апреле некоторые охотники приступали к добыче водоплавающих.

Летом охотой почти не занимались. Поэтому общее количество дней, отводимых на охоту, варьировалось от трёх до шести месяцев за год. Максимальное время проводили на охоте те немногие коми промысловики, которые летом добывали линную птицу, а в апреле охотились на боровую дичь.

Пассивные орудия охоты

Особенностью промысла было частое использование орудий охоты пассивного характера. Различные самоловы, капканы, ямы и петли были распространены на протяжении многовековой истории коми этноса. С помощью самострелов и силков добывали боровую и водоплавающую дичь. Это были общераспространенные по всему Европейскому Северу орудия охотничьего промысла.

Коми охотники стремились не допустить того, чтобы пойманная дичь была уничтожена другим зверем. Обследованные орудия промысла позволили сделать вывод, что ловушки были сделаны так, что добыча не пропадала и не портилась. Дополнительные усовершенствования не позволяли хищнику проникнуть внутрь ловушки и не дать ему похитить добычу.

На зайца, лису, выдру, росомаху охотились преимущественно с помощью капканов. Чтобы они не пахли человеком, в лесу их ставили в чистых рукавицах, предварительно прокипятив в хвойном растворе. Неиспользуемые капканы держали на лесных деревьях, но в ни в коем случае не хранили дома.

Медведь — самый крупный хищник лесов Коми края, поэтому на него ставили не только капканы, а охотились с помощью ружей и ловили петлями, которые крепили между деревьями в лесу. Для ловли зайцев делали ловчие ямы. Иногда туда попадались и росомахи.

Охота-в-Республике-Коми-и-её-особенности-4

Охота на зайца на петлю

Активные орудия охоты

Кроме пассивных орудий охоты у коми были и активные. К ним относятся ружья, луки и стрелы, копья, сети для добычи пернатых. Несмотря на изобретение ружья и активное применение его русскими охотниками, коми промысловики вплоть до начала двадцатого века активно пользовались луком и стрелами.

Гражданская война привела к большой нехватке ружей, поэтому на Печоре лук и стрелы в качестве орудий охоты использовались дольше всех. С помощью копья добивали попавшихся в ловушки зверей: медведя, росомаху, копытных млекопитающих.

На Удоре перелетных и водоплавающих птиц ловили сетями. Из огнестрельного оружия самое большое распространение имели кремневые ружья, т.к. они были наиболее простыми в использовании и сравнительно недорогими, они редко подводили охотников.

Артельный промысел

С помощью ружей охотились на дальнем артельном промысле. Печорские охотники предпочитали охотиться, проходя отрядом артели длинные маршруты к Уральским горам. На предгорьях часто ловили соболя, куницу и белку. Охотники уходили за 150 километров от своих домов, к пермским землям, где у них были свои охотничьи избушки.

А удорские артели уходили на расстояние до 300 километров. В избушках было принято оставлять запас продовольствия. Охотились гонным методом, добывали оленя и лося. Артельные охотники уходили на длительную охоту. Они брали с собой большой запас не портящихся продуктов. Их охота имела рыночный характер.

Добытая дичь предназначалась для последующей продажи торговцам-посредникам. Большие запасы свинца и пороха, берестяная посуда, котелки и чайники, запасная одежда, лопатки для выгребания снега, запасные лыжи и многое другое — таким был груз, который тащили с собой промысловики-артельщики.

В пути ночевали у костра или в избушках, которые были выстроены в предыдущие годы. Эти избы могли быть ранее построены как самими артельщиками, так и неизвестными им людьми. Но не возбранялось провести ночь в чужой избе. Дурным тоном было не оставить хозяину избушки запас еды.

К церковному празднику Благовещения жены встречали своих мужей, вернувшихся к 25 марта с длительной охоты. Начинался справедливый дележ добытого. Глава артели поштучно делил всю мелкую дичь, а шкуры медведя, рыси и других крупных млекопитающих оставались у главы артели. Он продавал эти шкуры, а потом деньги делил между охотниками поровну.

Пойманную дичь не только продавали, но и заготавливали впрок. Выпотрошенная птица ставилась в горшок, который подносили к очагу. Затем вынутую из горшка и не успевшую свариться птицу ставили на вольный жар печи. Такая еда не теряла вкуса на протяжении долгого времени, не портилась и служила начинкой для пирогов, для супа.

Сушеную дичь могли есть просто, вместо хлеба. Зайчатину, добытую зимой, могли просто хранить на морозе, подвесив к навесу крыши. В бочках солили мясо куропатки. Оленину и лосятину коптили и засаливали. Ижемские коми особенно любили мясо северных оленей и медвежатину, которую было принято коптить. Остальные зыряне крайне редко употребляли в пищу мяса медведя.

 

Комментарии 0

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.